Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной

15 февраля 2010 г.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу всех скоромных, в том числе и молочных продуктов. Иначе этот день именуется еще воспоминанием Адамова изгнания или же, как более распространено в народе — Прощеным воскресеньем. О нем, пожалуй, знают даже маловоцерковленные люди. Многие слышали о существовании древнего обычая взаимного прощения обид, нанесенных в течение всего года. Предваряющая наступление Великого поста, великого духовного подвига, эта добрая традиция настраивает нас на особое внимательное отношение к своей душе, на мирные отношения с близкими. В храмы в этот день приходит, как правило, особенно много народа.

Традиция просить друг у друга прощения и вступать в Великий пост с чистой душой и в мире с ближними появилась в первые столетия христианства у египетских монахов, которые на время Великого Поста покидали монастырь и уединялись в пустыне. Некоторым из них не суждено было вернуться, поэтому, собравшись перед уходом для общей молитвы, монахи просили друг у друга прощения, зная, что они могут не встретиться больше. Постепенно этот обычай утвердился в общецерковной практике и существует доныне.

В последний перед постом день Церковь напоминает о грехопадении Адама, его изгнании из рая, о нашей общей греховности. Первой заповедью, данной человеку Богом, было послушание Создателю.

Но Библия свидетельствует, что, находясь в раю, человек совершил грех непослушания, по наущению дьявола он не пожелал слушаться воли Творца. Люди решили достичь Божественной высоты и силы не с Богом, а вне Его. И Господь предоставил им такую возможность. Вкусив вопреки указанию Божию плод с древа Познани, человек повредил грехом свою природу и был изгнан из рая. Это было проявлением не жестокости Бога, а Его справедливости: люди получили то, к чему устремились. Адам и Ева оказался предоставленными самим себе, должны были трудиться ради пропитания, защищать себя, а желаемого счастья так и не достигли.

Но опыт Церкви, тем не менее, содержит и примеры обретения истинного счастья и благополучия, возвращения людей в рай. Он начинается в наших сердцах. Спаситель открыл перед нами двери рая, и наше призвание — установить тесные отношения с Богом, как это было у первых людей. Самым важным шагом на этом пути является осознание своих грехов. И в ответ на наше стремление жить с Богом Господь протягивает нам Свою руку.

В предшествующие недели за богослужениями Церковь разъясняла верующим, в чем состоит истинный пост и покаяние и установила обычай, чтобы верующие прощали друг друга по слову Христа, которое доносит до нас Евангелие: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Вечером Прощеного воскресенья духовенство и миряне целуют Крест и просят прощения друг у друга. В старину на Руси после богослужения люди приходили ко всем своим родственникам и знакомым, особенно к тем, кому принесли больше обид, и от всего сердца просили прощения.

Важно за бурными гуляниями Масленицы не забыть про этот важный день и его святой обычай, когда уже следует направить душевное стремление не на веселье, а на приготовление к посту. Ведь просьба о прощении — не тяжкая обязанность, а сбрасывание тяжелого бремени неспокойной совести, воплощение нашей надежды на то, что Господь и нам простит согрешения, как мы прощаем ближнему.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать